Как часто менять свечи зажигания
Частота замены свечей зажигания зависит в первую очередь от их типа, а именно от материала центрального электрода, а также от условий эксплуатации автомобиля, качества топлива, регулярности замены масла, наличия проблем в работе двигателя и других внешних факторов. По заводским рекомендациям, никелевые свечи следует менять каждые 45 000 км, платиновые - каждые 80 000 км, а иридиевые - каждые 120 000 км. Однако на практике они чаще выходят из строя в 1,5-2 раза быстрее. Обычно средний интервал замены свечей зажигания составляет 30-60 тысяч километров.
Важно знать, когда нужно менять свечи зажигания, какие признаки указывают на неотложную необходимость их замены, а также какие проблемы могут возникнуть, если это не сделать.
Зачем менять свечи зажигания
Функция свечи зажигания заключается в воспламенении топливовоздушной смеси в цилиндрах двигателя. При нормальной работе всех систем и в хорошем состоянии деталей, зажигание происходит в точно установленный момент времени с помощью искры, возникающей между центральным и боковыми электродами. Эта искра запускает двигатель, и его работа зависит от исправности свечей.
Замена свечей зажигания необходима потому, что они подвержены естественному износу из-за высокой температуры, давления и агрессивных веществ, содержащихся в продуктах горения внутри цилиндров двигателя. Со временем электроды изнашиваются, покрываются налетом и меняют свою форму, что приводит к увеличению зазора и ослаблению искры, а иногда даже к ее полному отсутствию.
Каждые 1000 км пройденного пути зазор между электродами никелевой свечи увеличивается на 5-10 мкм!
Поэтому рекомендуется менять свечи зажигания до появления видимых признаков износа и характерных симптомов, таких как затрудненный запуск двигателя, дрожание мотора, ухудшение динамики разгона, повышенный расход топлива и появление ошибок P0300-P0304, свидетельствующих о пропусках зажигания.
Что будет если не менять свечи на авто?
Нарушение регулярности замены свечей зажигания и игнорирование признаков их износа может привести к более серьезным проблемам в автомобиле:
- Детонационное зажигание: Неправильный, несвоевременный или слабый разряд может вызвать взрывное воспламенение топливовоздушной смеси в камере сгорания. Это может привести к механическим повреждениям поршней, шатунов и коленчатого вала. Повышение температуры может также вызвать прогорание клапанов, поршней и прокладок головки блока цилиндров.
- Калильное зажигание: Топливовоздушная смесь воспламеняется не от искры, а от раскаленных электродов свечи зажигания. Это может привести к повышению давления и температуры в цилиндрах, что может вызвать прогорание деталей цилиндропоршневой группы и образование задиров на стенках цилиндров.
- Попадание топливовоздушной смеси в выпуск: Если происходит пропуск воспламенения, несгоревшая топливовоздушная смесь вместе с отработанными газами попадает в выпускной коллектор. Это может повысить токсичность выхлопных газов, ускорить износ каталитического нейтрализатора, а также привести к разрушению каталитического нейтрализатора в случае воспламенения топливовоздушной смеси в выпуске, что проявляется в виде хлопков в системе выпуска.
- Значительное увеличение напряжения разряда: Увеличение сопротивления из-за нарушения зазора между электродами или из-за отложений на их поверхности может привести к пробою изоляции катушки зажигания или концевого провода. Это может вызвать сбой катушки зажигания или высоковольтных проводов.
Все эти проблемы могут быть предотвращены регулярной заменой свечей зажигания и внимательным наблюдением за состоянием этой важной детали автомобиля.
При каком пробеге нужна замена свечей зажигания?
Время замены свечей зажигания зависит от типа электрода в их центральной части. Этот электрод может быть сделан из разных материалов: никель, платина или иридий. Срок службы свечей зажигания существенно зависит от выбора этого материала.
Вот примерные интервалы замены свечей с разными типами электродов:
- Никелевые свечи: 45 000 километров.
- Платиновые свечи: 80 000 километров.
- Иридиевые свечи: 120 000 километров.
Как понять, что свечи зажигания пора менять
Точно установить, как часто следует менять свечи зажигания, довольно сложно, так как это зависит от индивидуальных условий эксплуатации каждого автомобиля. В первую очередь, следует ориентироваться на рекомендации, указанные в руководстве или сервисной книжке для автомобиля, с учетом конкретных условий эксплуатации. Опыт показывает, что при регулярном прохождении ТО и умеренной эксплуатации:
- Никелевые свечи могут прослужить 30–40 тысяч километров.
- Платиновые свечи могут прослужить 50–60 тысяч километров.
- Иридиевые свечи могут прослужить 80–100 тысяч километров.
Поскольку не все факторы, влияющие на износ свечей, можно учесть и определить заранее, рекомендуется извлекать и осматривать их каждые 15 000 километров. Это позволит не только выявить признаки износа вовремя, но также провести предварительную диагностику состояния двигателя, анализируя цвет отложений на свечах.
Есть несколько визуальных признаков, которые указывают на необходимость замены свечей:
- Изменение формы или повреждение электродов, особенно центрального.
- Наличие трещин или других дефектов на изоляторе свечи.
- Толстый слой налета любого цвета.
- Обильный черный налет на внешней части изолятора в области колпачка катушки или высоковольтных проводов.
Также следует обратить внимание на любые заметные отличия одной свечи от других, а также на наличие на ней более плотных налетов, масла или топлива. Это может указывать на проблемы с двигателем, системой зажигания или составом топливовоздушной смеси, но также может быть следствием износа свечи. Настоящую причину можно установить только после детальной проверки.
Свечи, находящиеся в нормальном состоянии, не имеют видимых отличий от новых, за исключением тонкого легко удаляемого налета, который может быть светло-коричневым или сероватым. Коричневое кольцо шириной около 1 см на наружной части изолятора также не является признаком неисправности, это след от коронного разряда, где частицы пыли и масла прилипли к изолятору.